Главные новости института
12:07, 15 октября 2021
Ученые определяют глубинные причины образовательной неуспешности и предлагают способы ее преодоления
Исследователи Уральского федерального университета составили социальный и психологический портрет неуспешного школьника и студента. Одним из проявлений образовательной неуспешности, по их мнению, являются поведенческие стратегии, мешающие учащимся развивать их когнитивные и некогнитивные ресурсы, получать компетенции, необходимые для дальнейшего обучения, устройства на работу и профессиональной самореализации.
«Мы обнаружили несколько стратегий достижения успеха в обучении, — отмечает руководитель проекта, профессор-исследователь кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Гарольд Зборовский. — Конструктивные стратегии характеризуют тех, кто смотрит на учебу как труд, а плохие оценки и неуверенность считает вызовом, преодолеть который помогают традиционное упорство, старательность, психологическая „антихрупкость“, а также нелинейные образовательные траектории и новые внеобразовательные ресурсы. Деструктивные стратегии позволяют минимизировать усилия по преодолению учебных трудностей. Имитационное поведение — самое опасное, оно приобретает сегодня массовый характер».
Как поясняет руководитель проекта, учащаяся молодежь прибегает к различным способам академического мошенничества — списывает, покупает работы, имитирует присутствие на занятиях и даже исследовательскую активность. За этой стратегией нет никакого продуктивного результата, прибавки качества человеческого капитала — знаний, мотивации, soft skills, профессиональной культуры.
Ученые утверждают, что сложившаяся проблема тревожит не только преподавателей, но и саму молодежь, родителей, о ней говорят общественные деятели и руководство страны. Исследователи уверены: в фокус их внимания попала одна из болевых точек образования и образовательной политики.
«Многие коллеги, родители, ученики и студенты на „ура“ принимают наши идеи по изучению образовательной неуспешности, готовы делиться опытом, наблюдениями, оценками. Для некоторых образовательная неуспешность — личная проблема. Мы постоянно соотносим наши результаты с данными исследований, проведенных в других регионах и во всероссийском масштабе. Пока можно сделать вывод, что в школах, колледжах и вузах области складывается ситуация, типичная для многих регионов. Это значит, какие-то результаты и выводы мы можем экстраполировать на всю систему образования России», — говорит профессор кафедры социологии и технологий государственного и муниципального управления УрФУ Полина Амбарова.
Исследователи разрабатывают междисциплинарную концепцию трансфера человеческого капитала учащейся молодежи в системе российского образования и междисциплинарную модель образовательного сопровождения неуспешных школьников и студентов. Для этого они анализируют противоречия образовательной политики, уязвимости существующих социальных, психологических и педагогических технологий образовательного процесса, вскрывают экономические предпосылки изучаемой проблемы. На основе результатов опросов учащихся и преподавателей, а также экспертов в сфере образования ученые готовы предложить новые социальные, психологические и педагогические технологии, которые смогут обеспечить рост успешности и конкурентоспособности российской учащейся молодежи.
«Мы постоянно рассказываем студентам о результатах нашего проекта и очень надеемся, что помогаем понять глубинные причины образовательной неуспешности, способы ее преодоления, формируем продуктивную мотивацию на обучение, интерес к учебному труду, выбранной профессии, даем надежду на успешность в будущем», — добавляет Гарольд Зборовский.
Справка
Научный коллектив реализует проект «Трансфер человеческого капитала образовательных общностей: от неуспешности к успешности» (поддержан РФФИ). Это первое междисциплинарное исследование проблемы образовательной (не)успешности молодежи в пространстве российских регионов. В реализации принимают участие десять специалистов университета в области социологии, психологии, экономики и педагогики — кандидаты, доктора наук, доценты и профессора. В 2021 году исследователи реализовали второй этап проекта, в том числе масштабные эмпирические исследования. Опросили более 3 тыс. школьников и студентов Свердловской области, провели интервью с 60 экспертами — учителями, педагогами колледжей и вузов, психологами, родителями, работодателями.
Уральский федеральный университет (УрФУ) — один из ведущих вузов России со столетней историей. Расположен в Екатеринбурге — столице Всемирных летних студенческих игр 2023 года. В Год науки и технологий стал одним из лидеров программы «Приоритет–2030». Вуз выполняет функции проектного офиса Уральского межрегионального научно-образовательного центра мирового уровня (НОЦ).
Об институте в цифрах
студентов
в ИРИТ-РТФ
студентов,
обучающихся по ИОТ
студенческих проектов
реализуется на данный момент
выпускников
в 2024 году
Наши преимущества
Наш университет стремится внедрять онлайн-обучение, развивать его ресурсы и совершенствовать качество, для этого уже создано несколько десятков онлайн-курсов на различных образовательных платформах. Цифровые образовательные технологии позволяют институту быстро реагировать на прогресс и новые технологии в мире, что безусловно улучшает качество образования.
Главным преимуществом нашего института является наличие индивидуальных образовательных траекторий. Благодаря ним, студент сам решает:
Индивидуальный учебный план позволяет нашим студентам чувствовать себя максимально комфортно, что приводит к улучшению успеваемости и максимальной вовлеченности в образовательный процесс. Он позволяет сосредоточиться на действительно важных и интересных для студента вещах, способствует самореализации.
Главная цель Цифрового университета — это создание такой системы обучения, при которой большая часть учебного процесса происходит в «цифровом мире». Сейчас общение с преподавателем не ограничивается лишь аудиторией, происходит постоянная коммуникация и обмен информацией между студентами и сотрудниками университета. Успеваемость, расписание занятий, зачетная книжка, внеучебная активность – все это теперь отражено в личном кабинете студента на официальном сайте института.
Возможность применить теоретические знания, полученные студентом на лекциях, существует уже с первого курса. Благодаря широкому кругу партнеров УРФУ, проектная деятельность в нашем университете развивается и становится неотъемлемой частью учебной деятельности студента. Каждый может попробовать создать что-то уникальное, поработать в команде, выполнить задачу реального заказчика.
Дополнительная информация
Наши партнеры
Контакты
Наши координаты:
Ответственный секретарь: Сергеева Любовь
Владимировна
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Мира, 32
Аудитория: Р-128
Телефон:
+7 (343) 375-93-71
E-mail:
rtf.priem@urfu.ru, l.v.sergeeva@urfu.ru
Заместитель директора школы бакалавриата по довузовской подготовке и приему: Миронов Денис Сергеевич
E-mail:
d.s.mironov@urfu.ru
Сайт:
priem-rtf.urfu.ru
Группа ВК:
АБИТУРИЕНТ ИРИТ-РТФ
Канал в Telegram:
Узнай про ИРИТ
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Институт радиотехники и информационных технологий - РТФ
Отборочная комиссия ИРИТ-РТФ:
+7 (343) 310-01-75
E-mail: rtf.priem@urfu.ru
Контакты
Отборочная комиссия ИРИТ - РТФ
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 5, Т-907
Телефон: +7 (343) 310-11-66
E-mail: rtf.priem@urfu.ru
Сайт: priem-rtf.urfu.ru