Главные новости института
09:00, 1 июля 2022
Интервью с директором ИРИТ-РТФ Обабковым Ильёй Николаевичем
В ИРИТ-РТФ УрФУ из года в год одновременно растут набор на первый курс и показатели по проходному баллу. Сегодня в Институте на бюджетной основе и по контракту обучаются более 4800 студентов. Это в несколько раз больше, чем в начале 2000-х. Как Институту удалось так сильно увеличить набор абитуриентов, а также стать лидером инноваций в образовании и по показателю трудоустройства выпускников среди подразделений УрФУ, рассказал директор Института радиоэлектроники и информационных технологий-РТФ Илья Николаевич Обабков.
Как сочетание на основе здравого смысла: традиций высококлассного инженерного образования и новых современных подходов. Цифровые технологии проникают в образование и нам нужно с этим вызовом работать. Например, наш Институт первым в УрФУ стал применять метод проектного обучения и предлагать студентам широкий выбор индивидуальных образовательных траекторий. Уже 3 года мы сотрудничаем с компанией CUSTIS, которая является разработчиком системы «Modeus 3.0», необходимой для выбора курсов и реализации гибкого бесконфликтного расписания студентов. Мы наиболее активны в использовании отечественных и зарубежных образовательных онлайн-платформ, превращая их из конкурентов в союзников.
ИРИТ-РТФ лидер по количеству спецкурсов с индустриальными партнерами. В образовательном процессе ИРИТ-РТФ активно участвуют более 40 компаний. В том числе, к примеру, Сбербанк, Яндекс, Альфа-банк, УПКБ Деталь, НПО автоматики, Тинькофф Банк, Мегафон. Среди партнеров Института — такие лидеры ИТ-отрасли, как екатеринбургские компании Контур, УЦСБ, Naumen, Прософт-системы. Мы предоставляем своим студентам большое разнообразие дополнительных учебных и внеучебных форматов и событий: таких, как клуб по информационной безопасности, научно-практические конференции, соревнования по программированию и киберспорту, шахматные турниры, стройотряды, митапы с компаниями, ярмарки вакансий, стажировки, праздники студентов и, конечно, «День радио».
- Безусловно. Если вы бывали на современных предприятиях в области ИТ, ИБ, электроники, то знаете какое внимание уделяется условиям для сотрудников. Так и нам приходится соответствовать ожиданиям и даже немного их опережать. В Институте уже сформировалась определенная креативная среда для комфорта студентов. Появились новые пространства: «Радиоточка», новые современные лаборатории и студенческий коворкинг общей площадью 500 м2. К 70-летию ИРИТ-РТФ компания УЦСБ создала стрит-арт объект на трансформаторной будке прямо во дворе Института. На граффити художник изобразил большой корабль времени, который переносит людей из города настоящего в новый мир. Именно его ребята теперь видят из коворкинга, когда работают над проектами или когда готовят внутренние мероприятия. Они смогут смотреть не на серую стену, а на что-то вдохновляющее. Важно, что такие креативные объекты становятся популярными у наших студентов, - еще и месяца не прошло с его создания, а я уже вижу, как ребята интересуются этим граффити, делают фотографии. Думаю, что это будет самая популярная локация в ИРИТ-РТФ для фото с дипломом.
Самым распространенным и результативным форматом участия партнеров в образовательном процессе я считаю проекты студентов под контролем компании. Именно в таких проектах команда студентов получает возможность, решая реальные производственные задачи, понять, какой вид деятельности им наиболее интересен и привлекателен и каких знаний еще недостаточно, чтобы перейти на следующий уровень сложности. Будущая профессия должна приносить удовлетворение и радость. Чем сложнее задачи, тем больше удовольствия от решения и реализации. Очень важным моментов я бы еще выделил систему конкурирующих спецкурсов от компаний и сотрудников университета, для старшекурсников очень важно, чтобы с ними работали действующие специалисты и исследователи, которые на переднем крае производства и науки.
Цитата:
«Научные коллективы ИРИТ-РТФ и их результаты хорошо известны в России и за ее пределами по традиционным для Института направлениям радиоэлектроники».
Несомненно, надо прилагать все усилия, чтобы поддерживать научные школы и вовлекать молодых ученых в процесс их развития.
Гораздо сложнее прорываться в новых для нас направлениях информационных технологий и информбезопасности. Здесь требуются серьезный рост и первые показательные достижения. А значит, амбициозные задачи и научные группы, подготовленные к их решению. Место «сборки» групп — проектные лаборатории, а финансовая основа деятельности групп — университетские и федеральные гранты на научные исследования, средства предприятий и компаний-партнеров, если речь идет о прикладных разработках. Первые шаги уже сделаны: такие лаборатории открыты совместно с компаниями Прософт-системы, Naumen, УЦСБ. В партнерстве с корпорацией Сбера мы планируем запустить лабораторию по искусственному интеллекту, с Ростелекомом — лабораторию по платформам виртуализации, с НПО автоматики — по управлению в транспортных системах, с УПКБ Деталь — по системам российской авионики. Поэтому впереди — дальнейшая организация различных центров, лабораторий, мастерских, коворкингов, клубов по тем или иным научно-исследовательским и конструкторским проблемам.
Институту предстоит разработать и воплотить в жизнь такую модель сотрудничества с партнерами, чтобы их сообщество неуклонно росло в интересах научных исследований. В этом процессе мы будем, с одной стороны, опираться на сложившиеся у нас научные школы, на наших преподавателей и ученых, на передовой опыт отечественных и зарубежных университетов. С другой — выстраивать устойчивые коммуникации с руководством предприятий и компаний. Хорошо представляя себе их потребности в кадрах, мы выходим на понимание того, какие необходимы исследования и разработки.
Здесь очевидны несколько тенденций:
Первая тенденция – это стирание отраслевых границ. К примеру, нет отдельно-существующей радиоэлектроники, а есть программно-аппаратные системы - одно от другого неотделимо. Деятельность радиоэлектронных и ИТ-компаний или подразделений тесно переплетается. Есть микроэлектроника и там все очень междисциплинарно, появляются еще химия, физика, математическая статистика.
Вторая тенденция – возрастание сложности задач. В любом направлении, на каждом этапе решаются задачи мирового уровня. Это приводит к тому, что молодой человек, поступив в ИРИТ-РТФ УрФУ, впоследствии в проектах, общении с исследователями и представителями отрасли определится, какая образовательная программа ему наиболее интересна: информационные технологии, программная инженерия, машинное обучение и анализ данных, информбезопасность, радиоэлектроника или системы связи. Во время обучения проектным методом в междисциплинарных командах, которые объединяют айтишников, схемотехников, конструкторов, механиков, можно получать выход на уникальные инженерные решения на стыке областей знаний и так поддерживать высокий уровень мотивации к обучению. Важно отметить, что мы планируем сохранить баланс между фундаментальными дисциплинами, необходимыми инженеру, исследователю, и широкими возможностями выбора спецкурсов за пределами не только Института, но университета и страны. Для того чтобы стать активным участником развития современных технологий, важно обладать знаниями о соответствующих возможностях и ограничениях.
Мы ставим в центр образовательного процесса студента, размышляем с точки зрения его интересов: что должно дать ему обучение в магистратуре, ради чего он мог бы оставаться в наших стенах еще два года? В чем для выпускника магистратуры заключаются возможные варианты успеха?
Такие размышления приводят к новым типам магистерских программ. В одних программах в качестве магистранта мы видим хорошо образованного профессионала, который уже имеет опыт работы и решает углубить свои знания, к примеру, в сфере архитектуры информационных систем или искусственного интеллекта и анализа данных. Цитата: «Мы должны предложить ему такие узкоспециализированные программы, которые сформируют и разовьют необходимые ему знания и навыки быстрее, чем он это сделает самостоятельно, работая в компании». На этих принципах уже действует совместная со Сбером магистратура «Прикладной анализ данных» и совместная с МФТИ и компанией УЦСБ магистратура по информационной безопасности.
Другой вариант проектирования магистратуры — подготовка и развитие исследователей. На наш взгляд, это не массовая история, а магистратура только для тех, кто видит себя в науке и планирует дальнейшее обучение в аспирантуре. Развивая наше движение по этому треку, мы хотим рассчитывать на успех наших магистрантов в фундаментальных и прикладных исследованиях по всем основным направлениям.
Наконец, третий вариант: ответ на сквозные информационные технологии, которые проникают во все сферы деятельности человека. Это магистратура как способ профессиональной переподготовки. Например, для тех, кто получил образование в области физики, машиностроения, химии, экономики, но настроен связать свою профессиональную жизнь с информационными технологиями или приборостроением, дополнить свою профессиональную деятельность цифровыми навыками. Такие программы мы сейчас разрабатываем и планируем запустить в ближайшее время.
Цитата: «Важно, чтобы для абитуриентов неизменным было их стремление поступать и учиться в ИРИТ-РТФ. Для этого мы сохраняем и поддерживаем характерное для Радиофака лидерство, а также готовность быть передовым Институтом всегда и во всем».
Об институте в цифрах
студентов
в ИРИТ-РТФ
студентов,
обучающихся по ИОТ
студенческих проектов
реализуется на данный момент
выпускников
в 2024 году
Наши преимущества
Наш университет стремится внедрять онлайн-обучение, развивать его ресурсы и совершенствовать качество, для этого уже создано несколько десятков онлайн-курсов на различных образовательных платформах. Цифровые образовательные технологии позволяют институту быстро реагировать на прогресс и новые технологии в мире, что безусловно улучшает качество образования.
Главным преимуществом нашего института является наличие индивидуальных образовательных траекторий. Благодаря ним, студент сам решает:
Индивидуальный учебный план позволяет нашим студентам чувствовать себя максимально комфортно, что приводит к улучшению успеваемости и максимальной вовлеченности в образовательный процесс. Он позволяет сосредоточиться на действительно важных и интересных для студента вещах, способствует самореализации.
Главная цель Цифрового университета — это создание такой системы обучения, при которой большая часть учебного процесса происходит в «цифровом мире». Сейчас общение с преподавателем не ограничивается лишь аудиторией, происходит постоянная коммуникация и обмен информацией между студентами и сотрудниками университета. Успеваемость, расписание занятий, зачетная книжка, внеучебная активность – все это теперь отражено в личном кабинете студента на официальном сайте института.
Возможность применить теоретические знания, полученные студентом на лекциях, существует уже с первого курса. Благодаря широкому кругу партнеров УРФУ, проектная деятельность в нашем университете развивается и становится неотъемлемой частью учебной деятельности студента. Каждый может попробовать создать что-то уникальное, поработать в команде, выполнить задачу реального заказчика.
Дополнительная информация
Наши партнеры
Контакты
Наши координаты:
Ответственный секретарь: Сергеева Любовь
Владимировна
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Мира, 32
Аудитория: Р-128
Телефон:
+7 (343) 375-93-71
E-mail:
rtf.priem@urfu.ru, l.v.sergeeva@urfu.ru
Заместитель директора школы бакалавриата по довузовской подготовке и приему: Миронов Денис Сергеевич
E-mail:
d.s.mironov@urfu.ru
Сайт:
priem-rtf.urfu.ru
Группа ВК:
АБИТУРИЕНТ ИРИТ-РТФ
Канал в Telegram:
Узнай про ИРИТ
© ФГАОУ ВО «УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Увидели ошибку?
выделите фрагмент и нажмите:
Ctrl + Enter
Дизайн портала: Artsofte
Институт радиотехники и информационных технологий - РТФ
Отборочная комиссия ИРИТ-РТФ:
+7 (343) 310-01-75
E-mail: rtf.priem@urfu.ru
Контакты
Отборочная комиссия ИРИТ - РТФ
Адрес: г. Екатеринбург, ул. Софьи Ковалевской 5, Т-907
Телефон: +7 (343) 310-11-66
E-mail: rtf.priem@urfu.ru
Сайт: priem-rtf.urfu.ru